Сиднейский оперный театр — единственное здание XX века, вставшее в один ряд с такими великими архитектурными символами XIX, как Биг-Бен, Статуя Свободы и Эйфелева башня. Наряду с Айя-Софией и Тадж-Махалом это здание принадлежит к высшим культурным достижениям последнего тысячелетия.
Здание Оперного театра, возведенное на берегу живописной бухты Сиднея.

 
Дом оперы в Сиднее 01
 

 

Многие наши соотечественники имели возможность познакомиться с великолепным сооружением в различных ракурсах при подаче телекартинки с трансляции Олимпийских игр-2000.
Особую красоту зданию придает освещение в ночное время. Говорят, что это творение из стекла и бетона похоже на намеренного взлететь сюрреалистического лебедя, напоминает готические церкви приморских городов Дании или яхты, заполняющие гавань Сиднея.

 
Дом оперы в Сиднее 02
 

Проект датчанина Йорна Утзона (Jorn Utzon), выигравшего международный конкурс в 1947 году (в конкурсе принимало участие 232 архитектора из 32 стран мира), уже в ранних эскизах отличался глубиной и оригинальностью замысла. Cледует подчеркнуть, что его успех в конкурсе был предопределен, в первую очередь, позицией основоположника национального романтизма в финской архитектуре, известного зодчего первой половины прошлого столетия Ээрио Сааринена (1873—1950), который сразу понял значимость проекта и добился его признания со стороны международного жюри. Если бы не настойчивость Сааринена, скорее всего, мировая общественность не узнала бы о незаурядном таланте скандинава.
Работая над проектом театра, Утзон был вдохновлен парусами яхт в сиднейском порту (конкурсанты имели представление о месте строительства театра только заочно — по фотографиям) и храмовыми постройками майя и ацтеков, увиденными зодчим в Мексике.

 
Дом оперы в Сиднее 03
 

Во многих отношениях сооруженная Опера оригинальна, а главное — не похожа ни на один из объектов, построенных во второй половине 20 века. Здание оперы занимает площадь в 2,2 га, «паруса» крыши весят 161 тысячу тонн и достигают высоты 67 метров. Они облицованы плиткой, сверкающей на солнце.

 
Дом оперы в Сиднее 04
 

В строении выделяются 3 главные зоны: крыша, составленная из нависающих одна над другой оболочек; цокольный этаж, где находятся служебные помещения и оборудование; многоярусные концертные и театральные залы с объединяющим их фойе. Театр является многофункциональным: два главных зала предназначены для оперных спектаклей и концертов (их вместимость 2900 и 1547 зрителей), есть также кинотеатр и ресторан.
Бетонные оболочки, похожие на гигантские, наполненные ветром паруса, встают над массивным цоколем театра, как бы поднимаясь из морской глади. Они созданы из сборного и монолитного железобетона. Интересно то, что форма оболочек не обеспечивает необходимый для концертного зала уровень акустики, поэтому внутренние интерьеры сделаны из деревянных панелей, отражающих звук. Кроме того, во время концертов для улучшения акустики с потолка над сценой опускают звукоотражающие экраны из оргстекла.

 
Дом оперы в Сиднее 05
 
 

Внутренние помещения выполнены в стиле, именуемом «готикой космической эры». В зале здания висит самый большой в мире театральный занавес, созданный по эскизу австралийца Коберна и сотканный во Франции из шерсти в стиле ковров Обюссона. В зале поставлен самый большой в мире механический орган, состоящий из 10500 труб.
Для строительства Оперы Утзон выбрал чудесное место — на мысе Бенелонг в центре гавани, недалеко от знаменитого моста через сиднейскую бухту. Если смотреть на Оперу с противоположного берега, то кажется, что здание подпирает переброшенный через нее мост.

 
Дом оперы в Сиднее 06
 

При сооружении объекта возникли многочисленные сложности. Требования местных властей изменить проект по техническим причинам и длительные проволочки привели к тому, что Утзон в 1966 году самоустранился от дела.

 
Дом оперы в Сиднее 07
 

Дальнейшее осуществление проекта происходило в трудных условиях. Выяснилось, что большие бетонные паруса нельзя было сконструировать так, как рассчитал датский архитектор. Четырем малоизвестным австралийским зодчим удалось «подправить» проект и воплотить его в жизнь, но уникальное по архитектурной красоте сооружение обошлось значительно дороже, чем предполагалось по смете.

 
Дом оперы в Сиднее 08
 

Первоначально планировалось, что строительство театра, начатое в 1957 году, обойдется в $7 млн. и будет завершено в 1963 году. Но в действительности оно затянулось на 16 лет, и расходы составили $102 млн. Чтобы получить оставшиеся $95 млн., местным властям пришлось провести лотерею.
Официальное открытие Оперы состоялось 20 октября 1973 года в присутствии английской королевы Елизаветы II, но датского архитектора на торжества не пригласили. Вероятно, австралийцы затаили большую обиду на Утзона, заставившего их порядочно раскошелиться на создание архитектурного шедевра на берегах Сиднейского залива.
Утзон погиб в субботу в возрасте 90 лет в одной из больниц Копенгагена от добросердечной недостаточности.
В 2003 году Утзон за проект оперы в Сиднее был удостоен наиболее привлекательной в мире строительной заслуги – Притцкеровской премии.