Скрипки Страдивари

Французские и германские ученые не оставили камня на камне от одной из гипотез, объяснявших уникальный звук скрипок Страдивари.

Не будем забывать, что Антонио Страдивари был не один. Существовала целая Кремонская школа (Амати, Гварнери и др.).

Исследователи спорят об этом много лет. Возможно, секрет кроется в дереве, клее, специальном средстве от жуков-древоточцев или форме инструментов великого итальянского мастера — но точно не во внешнем покрытии.

Жан-Филипп Эшар, химик парижского Музея музыки, и его коллеги после четырех лет изучения лака, которым покрывались скрипки, пришли к выводу, что он состоит всего лишь из масла и древесной смолы — типичных составляющих политуры скрипок XVIII века. Никаких следов экстракта янтаря, прополиса и прочих редких и загадочных ингредиентов обнаружено не было. Именно их действием эксперты время от времени объясняли чистоту звука творений Страдивари.

Ну а древесная смола использовалась, скорее всего, не для улучшения звучания, но для придания инструменту более богатого оттенка. Экспериментируя с цветом, мастер добавлял в лак красные пигменты и покрывал им скрипку в два слоя.

В распоряжении ученых были пять инструментов: четыре скрипки и старинная «виола д’амур», изготовленные в разные периоды более чем 30-летнего творческого пути Страдивари.

Исследователи склоняются к мысли, что секрет скрипок вовсе не в забытых ингредиентах, а в технике обработки дерева и гениальном чутье мастера.